Всем известно, что шведские автомобили всегда славились своей безопасностью. Седан Volvo S40, хотя и собирается в Нидерландах, а затем в Бельгии, также не является слабаком в вопросах безопасности - достаточно сказать, что это первый европейский автомобиль, получивший 4 звезды в тестах EuroNCAP. Термин "активная/пассивная безопасность" обычно не имеет особого смысла, но забота о здоровье водителя и пассажиров, очевидно, хотя бы косвенно относится к этой теме.
В 1996 году, когда было выпущено первое поколение S40, салонный фильтр был редкостью. Они устанавливались только с 2001 года и не во всех конфигурациях. Но второму поколению, выпущенному в период с 2004 по 2012 год, повезло больше.
Независимо от типа, марки или модели автомобиля, салонные фильтры, которые используются для очистки воздуха, подаваемого системой вентиляции, работают очень похоже, отличаясь только формой и размерами фильтрующего элемента.
Тем не менее, и с точки зрения функциональности эти продукты постоянно эволюционировали, пройдя несколько этапов развития. Первые поколения были просто уменьшенными копиями воздушных фильтров, используемых для очистки воздуха, поступающего в камеру сгорания. Такой фильтрующий элемент представлял собой слой волокнистого материала, расположенного в форме гармошки и обрамленного пластиковой или картонной рамкой.
Такие фильтры доступны и сегодня. Они относительно недороги, изготовлены из более плотного материала, чем воздушные фильтры, и могут задерживать частицы размером до десятых долей микрона - категория, включающая большинство загрязняющих веществ, в том числе пыль, частицы сажи, микрочастицы резины, пыльцу - все, что не видно невооруженным глазом, но что вынужден вдыхать каждый водитель.
Позже фильтрующие картриджи были обработаны антибактериальными соединениями для защиты жильцов от вредных микроорганизмов. Такая защита особенно важна в холодное время года.
К сожалению, такие фильтры не способны защитить от токсичных выхлопных газов и неприятных запахов. Но выход был найден в виде углеродных SF. Здесь к обычному слою добавлен слой, пропитанный активированным углем - адсорбентом, способным удерживать и нейтрализовать многие летучие вещества, вплоть до углекислого газа. За такую защиту приходится платить, и не только в прямом смысле (автомобильные угольные фильтры стоят в 1,5-2 раза дороже обычных). Дело в том, что их проницаемость, измеряемая в литрах в минуту, изначально ниже, чем у противогололедных аналогов, и они быстрее загрязняют окружающую среду. Но с точки зрения стоимости ситуация постепенно выравнивается, поощряя потребителей повсеместно переходить на углеродные SF.
Что касается Volvo S40, то заводской салонный фильтр устанавливается как обычно, и только в самых высоких версиях - со слоем активированного угля.
Новый салонный фильтр для Volvo S40
Производитель автомобиля рекомендует выполнять эту операцию во время каждого регулярного обслуживания, то есть раз в год или через 20 000-25 000 километров пробега. Однако если при замене моторного масла водители стараются придерживаться предписанных значений, то в случае с салонным фильтром все уже не так однозначно. Скорость загрязнения масла в гораздо меньшей степени зависит от условий эксплуатации автомобиля. Таким образом, если учесть, что при определении времени замены SF шведские тестеры, видимо, не учитывали российские реалии, то приведенная цифра в подавляющем большинстве случаев оказывается не соответствующей действительности.
Если автомобиль эксплуатируется в основном в сельской местности, салонному фильтру Volvo S40 придется нелегко. Здесь качество дороги не вызывает опасений, а в теплое время года, весной и осенью, уровень засорения чрезвычайно высок.
Однако не стоит полагать, что жителям мегаполисов так уж повезло. Здесь ситуация несколько иная, но тоже неблагоприятная: постоянные пробки - это всегда огромные концентрации сажи, мелких частиц резины от износа шин и целого ряда газов от выхлопных газов автомобилей.
В этом случае фильтрующий элемент приходит в негодность гораздо раньше, чем рекомендуемый производителем срок службы. Наиболее точным индикатором необходимости незапланированной замены являются следующие симптомы:
Сравнение фильтров - чистых и грязных - которые нуждаются в замене
Если вы проигнорируете процедуру замены салонного фильтра в вашем Volvo S40, вы не только рискуете ухудшить микроклимат внутри автомобиля - из-за того, что воздух не очищается полностью, он начинает засорять другие части системы кондиционирования. Особенно сильно страдает испаритель кондиционера. Если оставить систему кондиционирования на произвол судьбы, рано или поздно она выйдет из строя, ремонт которой может привести к неоправданно высоким расходам.
Обратите внимание, что оригинальный SF S40 имеет номер детали 30818694 и стоит около 1100 рублей. В общем, такая ситуация характерна для подавляющего большинства моделей автомобилей - оригинальные картриджи фильтров стоят очень дорого. К счастью, всегда можно приобрести аналогичные товары, которые ни в чем не уступают по качеству, но стоят гораздо дешевле. В нашем случае мы можем рекомендовать следующие SF:
Если вы уже решили, какой фильтрующий элемент вы будете устанавливать, вы можете перейти непосредственно к самой процедуре замены. Обратите внимание, что фильтр для S40 подходит для V40, но их расположение отличается. Следовательно, и сам алгоритм будет другим. В Volvo V40 эта процедура намного проще, поскольку SF расположен за бардачком, и его извлечение - дело нескольких минут. В нашем случае придется потрудиться, так как расположение более хлопотное - со стороны водителя в нижней части торпедо, возле педали акселератора.
Если вы не уверены, что справитесь, не беритесь за работу. Доверьте это более опытному механику и понаблюдайте за процессом сами - это даст вам знания для выполнения аналогичной операции, которую нужно будет проводить довольно часто - не реже двух раз в год.
Расположение фильтрующего элемента в салоне автомобиля
Для выполнения замены салонного фильтра в автомобиле Volvo S40 нам понадобятся следующие инструменты:
Пошаговые инструкции:
На универсале V40 эта процедура несколько проще, поскольку салонный фильтр расположен под перчаточным ящиком, для извлечения которого требуется лишь умение обращаться с отверткой.